Как отстроиться от конкурентов? Как оценить конкуренцию? Выбор ниши для бизнеса

Вначале проведите маркетинговый анализ

На подготовительном этапе (перед стартом любого бизнеса или перед созданием коммерческого продающего лендинга или интернет-магазина) всегда нужно провести маркетинговый анализ.
А именно:
–  грамотно оценить размер ниши (где будете продавать).
– изучить наиболее успешных конкурентов (при создании сайта – сайты конкурентов).
– понять свою целевую аудиторию. То есть какие товары и услуги хотели бы заказать люди, которые придут на сайт или в группу.

* * *

Это статья Вам полезна, если вы верите в три вещи:

– 1) чем меньше конкуренция в нише, тем лучше;
– 2) главное — сформировать потребность, а потом заживем;
– 3) существуют только прямые и косвенные конкуренты.

Давайте разберемся, как обстоят дела с каждым пунктом на самом деле.

* * *

1. Часто, где нет конкуренции — нет денег. 

Соответственно, где она высокая — есть как большие шансы заработать, так и большие шансы быстро “вылететь” с рынка (если зайти туда без аналитики и понимания происходящего). Хотя бы поэтому важно делать конкурентный анализ и периодически его обновлять.

Если в вашей нише нет конкурентов, в 99% случаев вы нашли не “голубой океан”, а придумали потребность, которой на самом деле нет. Следовательно, денег там не заработать.

* * *

2. Формировать потребность микробизнесу сложно

А в текущих обстоятельствах практически невозможно. Но есть вариант более простой, действенный и эффективный уже много лет. Переключать внимание с конкурентов (в том числе косвенных, заменителей) на себя.

Условно, есть онлайн-сервисы для вызова такси. Формировали ли они новую потребность? Нет. Они взяли уже готовую нужду в определенном сегменте аудитории и предложили более удобное решение. Не нужно махать рукой на дороге, машина приезжает по нажатию кнопки.

* * *

3. Конкурент — не всегда аналогичная фирма.

Например, на город 400к , 87 доставок роллов и пиццы, 6 фудкортов, 31 бар и ресторан , 12 клубов, 4 ресторана премиум сегмента, 8 шаурмечных. Цифры взяты из того что есть в онлайне, а в офлайне наверно больше.

Конкурент — это не всегда организация, которая оказывает аналогичные услуги в том же ГЕО, что и мы.

По сути товары из разных ниш конкурируют за кошелек покупателя. Возьмем в пример среднестатистическую женщину 35 лет. Ей нужно купить одежду и обувь, подготовить ребенка к школе, купить корм коту, приготовить обед на всю семью и пр. Все эти переменные конкурируют между собой за внимание и деньги конкретного человека, но особенно сильно это заметно внутри товарных категорий.

Предположим, что из-за кризиса у этой женщины упали доходы, но привычка быть красивой осталась и сильна. Теперь она будет вынуждена выбирать, куда ей пойти: на маникюр или сделать реснички. То есть основная конкуренция идет внутри категорий, которые нацелены на одну и ту же сферу деятельности: бьюти, здоровье, развлечение, обучение и т.д. Помните о том, когда будете рекомендовать коллег из смежных ниш.

Конкуренция ещё существует внутри одной функции.
Например:
– Обувь
– Трость
– Конь
– Карета
– Автомобиль (грузовой, такси, каршеринг и тд)
– Поезд
– Самолёт
– Космический корабль
Это всё продукты, созданные для одной функции – перемещение из точки А в точку Б. Исходя из внешних (деньги, время, обстоятельства…) и внутренних (убеждения, ценности…) ресурсов, клиент сам определяет какой ему нужно приобрести продукт, чтобы более подходяще (под его ресурсы) достигнуть точку Б.

Ещё пример:
– живое общение
– скальные рисунки и надписи
– бумажные письма
– телефон
– пейджер
– электронная почта
– мессенджеры на компе (типа icq)
– сайты и форумы
– социальные сети
– мессенджеры на смартфонах

Эти все продукты решают одну задачу/функцию – желание общаться. И я, например, до сих пор пишу бумажные письма)
Потому что каждый продукт даёт набор определенных воспринимаемых мною ценностей.

И внутри таких продуктов всё равно происходит конкуренция. Поэтому, она есть как по горизонтали (конкуренция по каждому продукту), так и по вертикали (новые способы выполнения одной функции).

Поняв этот принцип, можно улучшить свой продукт под нужную функцию и ЦА.

Также конкуренция идёт и за кошелёк, и за время клиента. Прочитать книгу? Посмотреть вебинар? Пройти марафон? Даже давая бесплатный продукт, помните, что клиент платит своим временем.  А время уже дороже денег.

* * *

Выводы – щас актуален “Клиентоцентричный бизнес”

К чему этот пост? К тому, что сейчас мало делать стандартный анализ конкурентов и изучать продажи в их классическом понимании.

Если вы не знаете, какой путь проходит клиент до того, как написать “заверните мне это, такого больше нигде нет”, то как вы его будете выстраивать?

Пора учиться понимать клиента (да, составлять тот самый портрет целевой аудитории, который в нормальном виде есть лишь у немногих) и штудировать психологию (изучать психотипы, модели потребительского поведения).

“- мне нужен конь, который говорит на чешском языке
– зачем вам такой конь?
– чтоб слушался меня – я говорю на чешском.
– то есть, вам может подойти конь, который понимает чешский язык – у нас есть для вас конь, который понимает чешский язык!”.
Из выступлений Гаррета Джонстона о маркетинге.
“Клиентоцентричный бизнес” (с) Г.Джонстон

За время работы в разных бизнесах на разных должностях от и до понял одно:
– слухи о конкуренции сильно преувеличены.
Стоит повернуться лицом к клиенту и не трястись над Балансом, то и с балансом становится всё в порядке – а как это сделать?

Последний тренд – компании начинают придумывать программы стимулирование клиентов напрямую. То есть по сути делятся прибылью.

* * *

Конкуренция в услугах, например в создании сайтов, напрямую зависит от квалификации и известности исполнителя.

Вот такая штука получается:

Для специалистов высокого класса конкуренция низкая, потому что толковых специалистов мало и они все “нарасхват”. Богатые заказчики хотят лучших исполнителей.

У специалистов низкого уровня конкуренция очень высокая, потому что их очень много и все они хотят продать свои услуги, но мало кто у них покупает, потому что бедные заказчики не торопятся рисковать своими деньгами, а богатые заказчики могут себе позволить купить у лучших, известных специалистов и тем самым снизить риски потерь.

Наистрашнейшая конкуренция в онлайн-услугах – у начинающих копирайтеров. Потому что написать какой-то текст на клавиатуре могут все кто учил руский язык в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 4 =